САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ США НА СТРАНЫ МИРА

sanctions_11.jpgВ последние два десятилетия экономические санкции вошли в число ключевых внешнеполитических инструментов. Их единственным легитимным источником является Совет Безопасности ООН, однако они широко применяются в одностороннем порядке развитыми государствами для достижения своих целей на международной арене. Санкции постепенно вытесняют официальнуюдипломатию, демонстрируя эрозию сложившихся институтов и правил игры. Они теряют привязку к четким международным правилам и процедурам, вернувшись в логику национального эгоизма и продвижения интересов отдельных стран. Наиболее часто односторонние меры используют США.

В США санкции рассматриваются как важная часть инструментария внешней политики. За последние сто лет Вашингтон накопил колоссальный опыт применения односторонних ограничительных мер. США использовали их чаще, чем все другие страны и международные организации вместе взятые. Большинство санкционных программ действуют на протяжении десятилетий. Причем американские санкции являются риском, как для противников, так и для союзников. По возможностям и масштабу использования санкций США далеко ушли от любойдругой страны. Политика санкций США направлена на решение конкретных внешнеполитических задач: от принуждения к смене политического курса до блокирования поставок в страну-цель критически важных ресурсов или технологий. Санкции –более дешевый и менее рискованный способ давления в сравнении с использованием военной силы, при этом он может причинить вполне ощутимый ущерб. К тому же в удобный момент их можно сочетать с применением силы.

Наряду с прагматичными целями принуждения и сдерживания американские санкции имеют нормативную (идеологическую) подоплеку.Понятия демократии и прав человека являются системообразующими для легитимации многих санкционных программ.Соответственно, смена политического режима в стране-цели в интересах демократизации, поддержка демократически

ориентированной оппозиции или защита прав человека выступают значимыми идеологическими целями наряду с чисто внешнеполитическими установками.

США позиционируют себя в качестве лидера «свободного мира», вписывая в него и своюполитику санкций. Содействие демократизации – один из приоритетов американской внешней политики, а санкции – один из инструментов достижения цели. В настоящее время санкции США носят глобальный характер. Американское лидерство в мировой финансовой системе позволяет применять санкции далеко за пределами США. Использование американского доллара в качестве инструмента международных платежей открывает множество возможностей для бизнеса по всему миру.

Многие международные расчеты третьих стран ведутся в долларах, и такие операции проходят через корреспондентские счета американских банков. Соответственно, американские регуляторы получают информацию об этих платежах и могут накладывать на них ограничения там, где они касаются находящихся под санкциями стран, лиц или организаций.

США –единственная в мире страна, которая использует экстерриториальные ограничительные меры в виде блокировки или штрафов против зарубежных лиц и компаний, нарушивших американские режимы санкций. В теории зарубежные компаниимогут быть защищены национальным правом от действий регуляторов США. На практике это будут серьезные издержки в виде «отлучения» от американского рынка и, самое главное, международных расчетов.

В США сложился многочисленный, хорошо организованный и профессиональный аппарат применения санкций. Он сосредоточен в руках нескольких ведомств – Министерства финансов, Министерства торговли и Государственного департамента. Они тесно взаимодействуют с Национальной разведкой и Министерством юстиции – уголовные дела за нарушение санкций достаточно распространены. По уровню, количеству и качеству человеческих ресурсов, их финансового и материального обеспечения политика санкций США значительно оторвались от всех остальных стран и международных организаций.

Среди стран, в отношении которых США вводили санкции, – Белоруссия, Венесуэла, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Ирак, Иран, Йемен,КНДР, Куба, Ливан, Ливия, Мьянма, Мали, Никарагуа, Россия, Сирия, Сомали, Судан, Южный Судан, ЦАР, Эфиопия и др.

Санкции в отношении России

США неоднократно вводили различные ограничения в отношении РСФСР и СССР. Первые пакеты экономических санкций были введены еще в 1917 году. В 1930 году США ввели очередной антидемпинговый пакет санкций против СССР, следующий пакет мер был принят в марте 1933 года. Последний довоенный пакет санкций был введен с подачи США как ответ на советско-финскую войну. Американцы называли его «моральным эмбарго».

Начавшаяся в 1946 году «холодная война» стала раскручивать маховик новых экономических ограничений против Советского Союза. В марте 1948 года Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы. В 1949 году эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (ExportControlAct).

В 1951 году США был принят «Закон об оборонной взаимопомощи и контроле», который отменял положения о сотрудничестве времен Второй мировой войны.

В 1974 году была принята поправки Джексона-Вэника к закону о торговле США, отменившая режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также возможность предоставления кредитов и кредитных гарантий для стран, которые ограничивают право своих граждан на эмиграцию. Кроме того, поправкой предусматривалось применение дискриминационных тарифов в отношении товаров, импортируемых США из стран с нерыночной экономикой.

Соединенные Штаты официально признали Россию страной срыночной экономикой в 2002 году, однако поправка прекратила действовать только в 2012 году.

Новый виток противостояния пришелся на последнее десятилетие существования СССР. В ответ на ввод советских войск в Афганистан США ввели «зернового эмбарго» против СССР, но уже в 1981 году оно было отменено. 29 декабря 1981 года был введен запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Тогда же, в 1981 году, были введены санкции против «Аэрофлота», который смог возобновить полеты в США только через пять лет – в 1986 году. После распада СССР Запад неоднократно угрожал Российской Федерации

различными санкциями. События 2014 года в Украине стали катализатором «решительных» действий Запада и США по озвучиванию и введению экономических санкций в отношении России. По данным на сентябрь 2021 года, более тысячи россиян и компаний внесены в санкционный список США (Россия уступает только санкционному списку против Ирана, куда внесено 1815физических лиц и компаний). Наибольший пакет антироссийских санкций связан с событиями на Украине.

 А. ВИКТОРОВ (по материалам из открытых источников).


Печать